Ассамблея народа Казахстана

Этносы Казахстана

ВЕПСЫ (самоназвание — кинь, бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет) — этническая группа Казахстана. В 1939 г., во время войны между СССР и Финляндией часть вепсов была насильно переселена в Казахстан. По данным 1999 г. численность вепсов в Казахстане составила 30 чел. Расселение по областям: Акмолинская — 1 чел., Актобинская — 3, Алматинская — 2, Карагандинская 10, Костанайская — 2, Кызылординская — 1, Северно-Казахстанская — 1, Южно-Казахстанская — 1, г. Астана — 7, г. Алматы — 2 чел. Динамика численности вепсов в Казахстане: 1970 г. — 27, 1979 г. — 33, 1989 г. — 44, 1999 г. -30. Основные регион проживания — Россия. Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западном побережье Онежского озера), в северно-восточных районах Ленинградской и северо-западных районах Вологодской обл. Общая численность — 12,5 тыс. чел. (1989).

Язык. Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи языков. Созданная в 1930-е гг. письменность на основе латинской графики распространения не получила.

Религия. Верующие вепсы — православные.

История. Наиболее ранние упоминания о вепсов относятся к 6 в. н. э. Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (10 в.), упоминает этноним вису (весу, ису). Русские летописи (с 11 в.) называют этот народ весью. Западноевропейские источники (Адам Бременский в 11 в. и Саксон Грамматик в 12 в.) сообщают о народе висиннус или виззи. Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также в формировании северных русских и западной коми.

Культура. Развит сказочный эпос сарнад (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Сюжеты сказок близки севернорусским и карельским. К эпическому жанру относятся и разнообразные устные рассказы. У вепсов много лирических песен, частушек. Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания (войкад). Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. Среди эпических жанров фольклора представляют интерес предания о первых насельниках местного края, т.н. панах-предках, а также о древней чуди.