ТУРКМЕНЫ (самоназвание – туркмен) – этническая группа Казахстана. Туркмены – народ, имеющий общую с казахами религию, родственный язык, сходные особенности быта. В Мангыстауской области два народа тесно общаются между собой. В 1897 г., согласно Всероссийской переписи населения, в Казахстане проживало 2,8 тыс. туркменов. Согласно переписи 2009 г., в Казахстане насчитывалось свыше 2 тыс. туркмен. В настоящее время в г. Алматы и Алматинской обл. (с 1995 г.), Мангыстауской обл. (с 1998 г.), Карагандинской, Костанайской (с 2013 г.) областях, а также в г. Астана (с 2012 г.) работают туркменские этнокультурные центры. Изданы книги «Мангыстау – родной край», «Мангыстауские туркмены». В 2014 г. в Казахстане проведены дни туркменской культуры, конференция, посвященная туркменскому поэту Махтумкули, в них активное участие принимали казахстанские туркмены. Численность в Казахстане – 2,4 тыс. человек (2013). Туркмены – основное население Туркмении. Живут также в России, Узбекистане, в том числе в Каракалпакии, Таджикстане, Иране, Афганистане, Ираке, Сирии, Иордании и др. странах. Общая численность – 5,3 млн человек (2015). Исследователи относят туркменов к тураноидной расе в составе большой монголоидной расы; с примесью европеоидных элементов.
Язык Туркмены относится огузской группе тюркских языков. С момента образования и до 1928 г. письменность в туркменском языке существовала на основе арабской графики. С 1928 по 1940 гг. использовалась латиница. В 1940 г. туркменский язык переведен на кириллицу с добавлением нескольких букв. В 1994 г. вновь перешли на латиницу.
Религия – мусульмане-сунниты.
История. На самых ранних этапах в этногенезе туркменов принимали участие древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. С IV–VI вв. начинается тюркизация. Важную роль в этногенезе туркмен в IX–XI вв. сыграли огузы, определив в значительной мере физический облик, многие черты культуры, их язык. Основная масса огузов, пришедшая с Северо-востока с сельджуками в XI в., осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка. В состав туркменов позднее вошли также тюркские племена неогузского происхождения – кыпчаки, жалаиры и другие, а в начале XIII в. – часть монгольских племен. Процесс формирования туркменской народности завершился в XIV–XV вв. Ядро туркменов составили племенные объединения: човдурское (човдуры, игдыры, абдалы, арабачи), «внешних» (теке, иомуты, сарыки, эрсари) и «внутренних» (собственно салыры) салыров, а также гоклены. В оазисах сохранилось многочисленное ираноязычное население, в степях жили кочевники из других тюркских и иранских племен. Позднее это население было ассимилировано и вошло в состав туркмен. В XVI–XVIII вв. происходило массовое переселение многих туркмен из Западной Туркмении в южные районы и Хорезмский оазис. В XVIII–XIX вв. сохранялись традиции родового строя и сильные пережитки родовых обычаев. До 30-х годов XX в. туркмены еще сохраняли деление на племена. Самыми крупными были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры. В 80-е гг. XIX в. Туркменистан был присоединен к России. Туркмены оказались разделенными на три части (не считая Туркменистана Ирана и Афганистана): в Закаспийской обл. (основная масса), включенной позднее в состав Туркестанского края, в составе Хивинского ханства и Бухарского эмирата. После 1917 г. основная часть территории вошла в Туркестанскую АССР. В 1924 г. образована Туркменская ССР, в декабре 1991 г. принята Декларация о независимости Республики Туркменистан.
Культура. Традиционным занятием туркменов было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. Западные туркмены в основном были скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у некоторой части туркменов, жившей в оазисах, преобладали земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение крупного рогатого скота. Народные художественные промыслы – ковроткачество (ставшее профессиональным искусством), производство узорных войлоков, ювелирное дело, вышивка и др. В современной одежде сочетаются традиционные элементы с городскими общеевропейскими формами. Мужской костюм, сохраняющийся у пожилых туркменов, состоит из рубахи и штанов; поверх надевается халат или пальто. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под которой надета вышитая тюбетейка (тахя). Женщины в сельской местности носят платья (койнек) туникообразного покроя длиной по щиколотку, обычно красного цвета, короткие жилетки (енгсиз), длинные узкие внизу штаны (балак); голову покрывают большим шелковым или шерстяным платком. Девичьим головным убором во многих районах служит вышитая, с серебряными украшениями тюбетейка (тахя, борик). Для национального женского костюма характерно значительное количество серебряных украшений. Современная пища туркменов сохраняет национальную специфику. Наиболее распространены мясной суп (чорба) с различными приправами, жареное мясо (говурма), плов (палов), различные молочно-кислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепешки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зеленый чай (гок чай).
Республиканский Туркменский культурный центр Казахстана выделяет для себя 3 уровня действия: местный (или этнокультурный), касающийся внутренних проблем этносов страны; региональный, связанный взаимоотношениями с туркменскими центрами Астаны, Мангистауским, Карагандинским и Костанайским центрами; международный, затрагивающий связи с этнической родиной. В Республике Казахстан были проведены Дни культуры Туркменистана, создан Форум деятелей культуры и интеллигенции двух стран. Торжественное открытие этого празднества состоялось в Алматы, завершившись гала-концертом мастеров искусств Туркменистана. 26 апреля в Музее имени А. Кастеева была представлена выставка Национального музея Туркменистана; на следующий день в Доме кино были показаны ряд туркменских фильмов, а вечером в драматическом театре для детей и юношества имени Г. Мусрепова – спектакль «Парфианская любовь». В 2012 году в Алматы отметили сразу два события, связанные с Туркменистаном,– День Махтумкули Фраги и День Конституции Туркменистана, а также 20-летие установления дипломатических отношений между Казахстаном и Туркменистаном. Мероприятия прошли в Доме дружбы, зал был украшен флагами двух государств, портретами президентов Казахстана и Туркменистана –Нурсултана Назарбаева и Гурбангулы Бердымухамедова. В стране работают туркменские фонды, в числе которых культурный центр Алматы и Алматинской области, общественное объединение «Ватан» Карагандинской области, культурные центры Мангистауской и Костанайской областей. Туркмены, проживающие в Казахстане, поддерживают политику дружбы, единства и согласия между представителями всех этносов, при этом сохраняя свои традиции и особенности культуры.