Ассамблея народа Казахстана

Этносы Казахстана

ОСЕТИНЫ (самоназвание – ирон – дигорон) – этническая группа Казахстана. Динамика численности осетин: 1970 г. – 3491, 1979 г. – 4029, 1989 г. – 4209, 1999 г. – 2039. Основное население Северной Осетии Росс. Федерации. Общая численность – около 700 тыс. чел. (2010). Живут в Грузии, Кабардино-Балкарии, Карачаево- Черкесии. В Казахстане проживает 1,3 тыс. чел., в Мангыстауской обл. – 196 чел. (2014). Антропологически относятся к балкано-кавказской группе европеоидной расы.

Язык. Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи языков. Имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с XIX в.) на основе русского алфавита.

Религия. Верующие – православные, есть мусульмане.

История. Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами – скифами, сарматами и аланами (с I в. н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы – в грузинских и ясы, сони – в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В XIII в. Аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались крупные племена – дигоры, алагиры, куртатины, тагауры. В 1774 г. Северная Осетия вошла в состав России, Южная Осетия – в состав Грузии.

Культура. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи. На равнине основное традиционное занятие – земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Были развиты домашние промыслы, ремесла – производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др. Традиционная мужская одежда – черкеска, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы – папаха из овчины или каракуля, башлык из сукна, козьего пуха, реже – верблюжьей шерсти, войлочная шляпа с широкими полями. Неизменная принадлежность мужского костюма – кинжал. Женская повседневная одежда до XIX в. по покрою почти идентична мужской; праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним – шелковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась легким ажурным платком. Традиционная пища близка пище др. народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине – мучные и овощные. Из нац. мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, карто- феля, капусты и т.д. Из молочных продуктов и блюд наиболее упо- требительны сыр, топленое масло, кефир, различные каши на молоке.

 

 

Все диаспоры объединены в Межнациональное общественное движение «Народное согласие». Хореографическое искусство – одно из ярких проявлений национального творчества осетин. Танец с древнейших времен занимает важное место в жизни осетин. Община организует выступления профессиональных артистов, например, народный ансамбль «Кубады», являющийся лауреатом фольклорных фестивалей, познакомил зрителей со многими традиционными танцами, и самым ярким номером их выступления стал «Симд» – старинный танец, который по праву считается вершиной народной хореографии. В Актау была открыта воскресная школа, и там изучают родной язык, историю и традиции народа – причем обучаются не только осетины, но и представители других национальностей. Молодёжное крыло организации активно взаимодействует с представителями других центров с целью обмена опытом, создания кружков, музыкальных и танцевальных клубов, а также в рамках гуманитарных акций, проводящихся по инициативе председателя этнокультурного центра.