КЫРГЫЗЫ (самоназвание – кыргыз) – этническая группа Казахстана. Кыргызы – народ, имеющий общую с казахами религию, родственный язык, близкие традиции и обычаи. Согласно первой Всесоюзной переписи населения 1926 г., во всех губерниях Казахстана (за исключение Костанайской) проживало около 10 тыс. кыргызов. В основном предпочитали селиться на юге. Впоследствии большая группа кыргызов расселилась на северо-востоке Казахстана. Динамика численности кыргызов: 1970 г. – 9612, 1979 г. – 9352, 1989 г. – 13726, 1999 г. – 10897, 2013 г. – 30000. Расселение по областям: Жамбылская – 9,2 тыс., Южно-Казахстанская – 2,8 тыс., Мангыстауская – 588, Восточно- Казахстанская – 542, г. Алматы – 6,7 тыс., г. Астана – 3,9 тыс. (2014). Кыргызы – основное население Кыргызской Республики. Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские кыргызы), Российской Федерации, Синьцзяне (КНР), Монголии (небольшие группы в западных районах), на северо-востоке Афганистана и Пакистана. Общая численность около 4,5 млн. человек.
Язык. Кыргызский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Письменность на русской графической основе.
Религия. Верующие кыргызы – мусульмане-сунниты.
История. Кыргызский этнос формировался на основе двух этнических массивов: центрально-азиатско-южносибирского и среднеазиатского. Процесс сложения кыргызов шёл с начало 2-го тыс. и завершился на рубеже 15–16 вв. Енисейские кыргызы, переселившиеся в 9–10 вв. на Тянь-Шань, составляли основное ядро в формировании кыргызов. Согласно географическим сведениям о древних кыргызов, их прародиной считается Северо-Западная Монголия с центром в окрестностях оз. Хиргиснур. В середине 1 в. до н.э. кыргызы населяли в основном Минусинскую котловину, уход кыргызов из Северо-Запада Монголии к северу от Саян связывается с передвижением на северо-запад гуннов. В 6–8 вв. енисейские кыргызы входили в Тюркский каганат. В середине 8 в. вступают в борьбу с уйгурами, которая оканчивается в 1-й половине 9 в. победой кыргызов и установлением их господства в Центральной Азии (Кыргызский каганат). Кыргызы в 40-х гг. 9 в. завоевали племена Алтая, верхнего Енисея и Монголии. Глава каганата, носивший титул ажо, вступает в сношения с китайским императорским двором и распространяет свою власть на запад до степей современного Казахстана, на юг – до Тибета. Часть енисейских кыргызов проникла в Восточный Тянь-Шань, где они составили впоследствии основное ядро кыргызского народа. В 1209 г. енисейские кыргызы были захвачены Чингизханом. Во 2-й половине 17 в. границы кочевий кыргызов сместились по Енисею на юг до Саянского хребта. Остатки их вошли в состав хакасского народа. После нашествия монголов в Казахстан и Среднею Азию, часть тюркоязычных племён передвинулась в Центральный и Западный Тянь-Шань, и южнее –до Памира. Они послужили основой, складывавшейся в Притяньшанье кыргызской народности, которая объединила также местные тюркоязычные племена Жетысу и Мавераннахра. В 16 в. кыргызы представляли на Тянь-Шане обособленную общность, имевшую сложный этнический состав. Формирование и расселение кыргызов в пределах современного обитания завершилось в основной во 2-й половине 18 в. В 60-70-х гг. 19 в. вошли в состав России. По национально-государственному размежеванию Средней Азии образована в 1924 г. Кара-Киргизская АО (с 1925 – Киргизская; в 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР, в 1936 г. – в Киргизскую ССР); с 1991 г. – Кыргызская Республика).
Культура. К богатому устному творчеству кыргызов относятся песни, сказки и предания, традиционные напевы. Жемчужиной кыргызского фольклора считается героический эпос «Манас», исполняемый сказителями-манасчи. Богат песенный и инструментальный муз. фольклор (творчество поэтов-импровизаторов – акынов). Сформировалась профессиональная культура. До середины 19 в. кыргызы жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100-200 юрт и более, объединяемыми главным образом по генеалогическому признаку. Преобладающим типом жилища была юрта, которая делилась на мужские и женские половины. Юрта сохраняется в быту лишь части кыргызов как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах. Традиционное занятие кыргызов – кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах). Подсобной отраслью было земледелие, чаще – поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочёвывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в т. ч. с помощью ловчих птиц, – одно из древнейших занятий кыргызов. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото. Традиционная одежда кыргызов разнообразна. В северных регионах женский костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. В южном – платье без воротника, с разрезом на груди, скреплённым брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Мужской костюм на севере – туникообразная рубаха со стоячим воротником, тёмный камзол до колен со стоячим воротником, стёганый чапан с широкими клиньями внизу; на юге – длинная распашная рубаха с завязками, чапан узкий, со скошенной передней полой, как у узбеков и таджиков. Штаны общего среднеазиатского покроя, с широким шагом. Зимняя одежда – тулупы и овчинные шубы. Распространённый головной убор – белая войлочная шляпа (несколько вариантов), зимой – шапки, отороченные мехом (тебетей). Обувь – мягкие сапоги с калошами. Традиционная пища в основном молочная (в тёплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда – кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растёртым и разбавленным водой), топлёное масло, кипячёные сливки (каймак) и др. Из муки, кроме традиционных лепёшек, готовят боорсок – кусочки теста, жареные в казане на бараньем сале, печённые в золе хлебцы и др. Излюбленный напиток – чай (на юге главным образом зелёный, на севере чёрный). Популярные виды спортивных развлечений – скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель которых поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его к условленному месту, уходя от противников, старающихся отнять козла. Распространена борьба на лошадях (эниш).