Assembly of People of Kazakhstan

Этносы Казахстана

УКРАИНЦЫ (самоназвание – русы, русичи) – этническая группа Казахстана. В XIX в. переселение в казахские степи выходцев из Украины были связаны с реализацией царским правительством политики военно-казачьей колонизации территории Казахстана, проводившейся с 20-х гг. XIX в. С открытием Сибирской железной дороги (1894 г.), переселенческий поток с украинских земель на казахские земли заметно усилился. Переселенцы оседали в основном на территории нынешних Акмолинской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей. Наибольший прирост переселенцев за всю историю переселений украинцев в Казахстан относится к началу XX в. – времени Столыпинской аграрной реформы. Следующая мощная «волна» переселений в истории украинцев – в 20–30-е гг. в период коллективизации крестьянских хозяйств из Украины было выслано около миллиона лиц, среди которых «врагами народа» были также и середняки, а также много интеллигенции. В конце 1930-х годов численность населения Казахстана пополнялась спецпереселенцами разных народов, в том числе и репрессированными украинцами и депортированными членами их семей после присоединения Западной Украины к Советскому Союзу в 1939 г. Еще одна «волна» массового переселения украинцев – военные эвакуационные переселения в первые годы Великой Отечественной войны. Так, только в 1941 г. из Украины было эвакуировано немало заводов и десятки тысяч специалистов. Многие из них остались в Казахстане на постоянное проживание. На протяжении 1941–42 гг. из Украины в Казахстан были эвакуированы 52 детдома. Часть детей была передана на патронирование и усыновление, других трудоустроили в колхозах, совхозах, на промышленных предприятиях. В конце войны и в послевоенные годы много украинцев было сослано в лагеря и спецпоселения Караганды, Жезказгана, Акмолы. Новая волна переселений украинцев в Казахстан была связана с освоением целинных и залежных земель, а также строительством крупных промышленных предприятий. Посланцы Украины до конца 1950-х гг. организовали здесь 54 совхоза, названия которых: «Киевский», «Харьковский», «Полтавский», «Херсонский» и многие другие. В настоящее время численность украинцев в Казахстане – 301,3 тыс. человек, в том числе в Акмолинской – 34,7 тыс., в Актобинской – 23,5 тыс., в Алматинской – 5,2 тыс., в Атырауской – 777, в Западно-Казахстанской – 10,3 тыс., в Жамбылской – 4 тыс., в Карагандинской – 45,1 тыс., в Костанайской – 78,4 тыс., в Кызылординской – 338, в Мангыстауской – 2,07 тыс., в Южно-Казахстанской – 4,6 тыс., в Павлодарской – 36,3 тыс., в Северо-Казахстанской – 26 тыс., в Восточно-Казахстанской обл. – 5,3 тыс., в г. Астана – 13,7 тыс., в г. Алматы – 10,5 тыс. (2014). Украинцы – основное население Украины. Живут также в Российской Федерации, Молдове, Беларуси, Узбекистане, Кыргызстане, в других республиках СНГ, в США, Канаде, Польше, Аргентине, Бразилии, Австрии, Чехии, Сербии, Румынии и др. Антропологически относятся к среднеевропейской группе европеоидной расы.

Язык. Украинский язык – один из восточнославянских языков, имеет три наречия: а) северное: левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры; б) юго-западное: волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры; в) юго-восточное: поднепровские, восточно-полтавские говоры. Последнее наречие в XVIII в. положено в основу т.н. староукраинского книжного языка. В XVIII–XIX вв. сформировался современный украинский (новый украинский) литературный язык.

Религия. Православная и католическая ветви христианской религии.

История. В XIV–XV вв. из народов Древней Руси сформировались родственные народы: украинцы, русские, белорусы. Начиная с конца XV в. на Украину совершили нападение турки и крымские татары. В XV в. формирование Российского централизованного государства сыграло огромную роль в истории народов Украины и Беларуси. Война под предводительством Б. Хмельницкого, призвавшего украинский народ к освободительной борьбе (1648–54), способствовалa присоединению Украины к России. В Полтавской битве 1709 г. украинский гетман Мазепа перешел на сторону шведов, многие украинско-казачьи полки воевали на стороне России и защищали левобережье Украины. В результате русско-турецких войн и деления Польши в XVIII в. правобережная Украина и Западная Волынь присоединились к России. В 1812 г. в Отечественной войне против армии Наполеона участвовали и украинцы. В годы 1-й мировой и Гражданской войн часть территории Украины захватили Германия и Австрo-Венгрия. С 1917 по 1920 гг. на территории страны просуществовали Украинская Народная Республика, Западно-Украинская Народная Республика. В 1917 г. образована Украинская ССР. В ходе Гражданской и советско-польской войны в 1920 г. Западная Украина присоединилась к Польше. В 1922 г. Украина вошла в состав СССР. В 1939 г. УССР воссоединилась с Западной Украиной. Во время 2-й мировой войны земли Украины остались в подчинении немецкой армии. В 1990 г. Верховный Совет Украины объявил независимость страны. После Беловежского соглашения 8 декабря 1991 г. распался Советский Союз, Украина провозгласила независимость.

Культура. Устная литература украинского народа развивалась с давних времен. Широко распространились обрядовые песни, сказки и сатирические стихи, пословицы и поговорки, легенды и т.д. В X–XI вв. получили развитие эпические былины на исторические темы. В X–XIII вв. начала развиваться письменная литература. Появились первые письменные памятники, летописи и др. Самое ценное литературное произведение XII в. – «Слово о полку Игореве» (1185–87). События национально-освободительного восстания 1648–54 гг. породили множество стихов, исторических песен, героическая борьба украинского народа и отвага его предводителей (Богдан Хмельницкий, Данил Нечай, Иван Богун и др.) стали основой некоторых произведений. В XVIII–XX вв. началась новая эра украинской литературы. Поэма «Энеида» (1819), «Солдат-чародей»(1819) и другие пьесы видного поэта и драматурга И. П. Котляревского (1769–1838) повлияли на развитие украинской драматургии и театра. Произведения великого поэта и демократа-мыслителя Т. Г. Шевченко (1814–61) считаются новым этапом в истории украинской литературы. В 70–90 гг. XIX в. И. Я. Франко (1856–1916) опубликовал научные труды «Литература, ее задачи и значительные особенности» (1878), «Развитие и теория истории литературы» (1909) и т.д. Его сборники стихов «С вершин и низин» (1887), «Увядшие листья» (1896) и другие являются произведениями, вошедшими в золотой фонд украинской поэзии. Традиционные занятия – земледелие, животноводство. Промыслы и ремесла – кожевенно-сапожное, шубное, гончарное, бондарное, винодельное, иконописное. Традиционная одежда украинцев представляла собой многослойный комплект: штаны из домотканого полотна, рубаха. Мужчины ходили в широких шароварах, позднее у русских были заимствованы узкие брюки. Из головных уборов – высокая барашковая шапка (кучма). Женщины носили на голове белый платок, украшения – браслеты, серьги и т.д. В традиционной кухне популярны пироги с начинкой и лепешки. Нац. блюдом является украинский борщ.

 
 
В настоящее время происходит процесс национально-культурного возрождения украинского сообщества: изучается язык, сохраняются национальные традиции, успешно работают более двух десятков областных и городских украинских этнокультурных объединений, активно развивается сотрудничество Казахстана с Украиной, действуют 270 совместных предприятий. Общественные организации украинцев в Казахстане объединяет Ассоциация «Українці Казахстану».
Украину и Казахстан связывает и то, что на казахстанской земле в течение 11 лет находился в ссылке известный писатель Тарас Шевченко. В одном из поселков Мангистауской области, где Шевченко жил и писал, открыт музей его имени; практически во всех городах есть улицы, названные в его честь. Проводятся Шевченковские чтения, в Актау возведен самый большой в мире памятник Кобзарю. В 2012 г. в Киеве открыт памятник выдающемуся казахскому поэту Жамбылу Жабаеву, в год 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко – памятник в Астане Великому Кобзарю. 
Семья переселенцев с Украины. 1908 г.
Встреча представителей областных украинских культурных центров с послом Украины в Республике Казахстан Богатырем В., г. Алматы, 1997 г. 
 «Колядки» в украинском культурном центре. г. Алматы, 1998г.
Игра на народном музыкальном инструменте «Бандура»
Творческий коллектив украинского этнокультурного центра

Встреча с Лидером Нации Н.А. Назарбаевым